Массаж и гимнастика здорового ребенка от 0 месяцев до 1 года
Массаж и гимнастика в течение первого года жизни ребенка являются важным моментом его физического развития. Гимнастика способствует нормальному развитию организма. Массаж пробуждает к активности ребенка. Массаж рекомендуется начинать делать с 3-4 недель, а гимнастику – 1,5-2 месяца. Массаж достаточно проводить один раз в день за 30 минут до кормления ребенка или через час после него. Продолжительность процедур 5-7 минут.
Не рекомендуется делать массаж перед сном. Проводить массаж необходимо в светлой комнате, температура воздуха в которой не должна быть ниже 22 градусов. Все упражнения следует сопровождать ласковыми словами и улыбкой, вызывая у малыша положительную реакцию. Ни в коем случае нельзя ни сажать, ни ставить ребенка, прежде чем он научится поворачиваться на спину, на живот, ползать на четвереньках! В детском массаже используются различные приемы классического массажа, каждый из которых оказывает различные действия на нервную систему, лимфатическую систему и органы, которые расположены ближе к коже.
Под влиянием массажа капиллярная сеть расширяется, приток крови способствует питанию и оздоровлению кожи. Поглаживание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц, поколачивание и пощипывание — сокращение. Так как у младенцев кожа тонкая и легкоранимая, первые процедуры массажа необходимо начинать с поглаживания, затем можно вводить другие приемы: растирание, легкие ударные приемы, разминание, постепенно увеличивая длительность и интенсивность процедуры.
Гимнастика способствует нормализации нервных процессов возбуждения и торможения. До 6 месяцев необходимо научить ребенка правильно поворачиваться со спины на животик, после 6 месяцев правильно ползать на четвереньках, после года – правильно ходить. Все эти упражнения способствуют правильному развитию позвоночника, конечностей, способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Гимнастика должна доставлять удовольствие детям, поэтому упражнения должны быть доступными и соответствовать возможностям ребенка.